магия и ее виды

Магия – энергия мира, которая течет во всем, и каждый маг чувствителен ней. Живущих всегда волновала природа этого дара, однако по сей день он остается загадкой даже для самых мудрейших. Предрасположенность к таким силам в редких случаях может наследоваться (однако стабильных поколений магов не существует, появление в роду колдуна всегда неожиданно), передать их кому-то другому невозможно. 30% населения мира – маги. Обычно магия проявляется в возрасте 6-10 лет в мелочах (например: залечивание небольшой царапины, воспламенение свечи, превращение воды в стакане в лед).

Секрет магического дара заключается в генетических особенностях и предрасположенности определенных организмов к способности чувствовать и пропускать через себя энергию. Маги ощущают друг друга на расстоянии не более трех метров, в то время как наличие разного рода преград (стены, окружающие предметы) могут этому мешать. Во время каста особо сильных заклинаний глаза мага светятся. Один персонаж – один вид магии; будучи стихийным магом герой может владеть или огнем, или молнией, или льдом. На проект не допускаются различные магические виды контроля разума, так как в мире Анселиора это направление попросту не существует.

Для подавления магии заключенных чаще всего используются ошейники или кандалы из особого металла – сильверита; кроме того, кольца из того же материала помогают некоторым магам скрывать свои способности от других (однако при ношении таких колец невозможно пользоваться магией). Следует учитывать, что сильверит – очень редкий материал, поэтому достать такого рода артефакты достаточно трудно: ими располагают в основном маги Элен'Дора, но в случае необходимости всегда можно прибегнуть к услугам Гильдии Теней.


стихийная магия: огонь, молнии, лед

Суть стихийной магии разрушения проста: колдун обращает свою волю в энергию, которая, в свою очередь, преобразуется в одну из трех стихий: огонь, лед или молнию. Несмотря на простоту, обуздать энергию магу-новичку довольно сложно, поскольку на формирование магии в сгусток, способный влиять на действительность, приходится тратить много сил, большую роль играет и эмоциональное состояние. Чем опытнее маг, тем меньше на образование колдовства требуется сил, тем меньшее влияние оказывают чувства.
Данный вид магии используется прежде всего для военных действий: атаки, либо защиты. Тем не менее, это не умаляет пользы от магии в бытовом плане. Однако частое использование колдовства ведет к эмоциональному истощению: маг перестает испытывать чувства, замыкается в себе, именно поэтому так много магов-отшельников, обладающих большой силой стихийной магии.


целительная и боевая магия света

Маги Света встречаются гораздо реже Стихийных или Темных. На начальных этапах обучения маг в состоянии исцелить небольшие раны и слабые болезни, однако чародей, достигший наибольшего могущества, порой способен даже прирастить оторванную конечность или изгнать неизлечимую хворь.
Освоение данного вида магии возможно исключительно в Ордене Стражей Света при Церкви и обычно дается нелегко. Это очень тяжелая работа, которая чревата усталостью (как моральной, так и физической), временным отуствием сил, иногда перетруждением или даже депрессией. В большинстве случаев магически одаренные лекари – священники, полностью посвящающие себя этой работе. Однако встречаются маги, комбинирующие свои знания целительной и боевой магии Света, которая наиболее эффективна против нежити и черного колдовства: она именуется в народе «белым пламенем». По словам одних – это дар Талиона царству живых, по мнению других – сила, проявляющаяся в далеких потомках самого создателя. Именно поэтому светлых магов нередко называют «детьми Талиона», или же «детьми Белого пламени». В этом огне заключается сущность Света, как разрушительная, так и созидательная.


магия природы: друидизм, анимагия

Друидизм – самый редкий вид магии, в 90% практикуемый эльфами, в особенности тель'арен и аль'маэр. Тем не менее, среди эль'дор и людей (при наличии далеких эльфийских предков) изредка встречаются обладатели этого дара. Друид может взывать к силам природы: ему подчиняются растения и животные. Ходят легенды, что в древности некоторые маги природы были способны успокаивать бури, призывать дожди во времена засухи или, наоборот, солнце в серые дни. Этот исключительный дар позволяет друиду принимать облик своего тотемного животного, выбранного единожды и на всю жизнь. Природная сила также дарует возможность залечивать несерьезные раны и облегчать боль, однако ее целительный потенциал очень далек от магии Света.


темная магия. некромантия

Знание, берущее истоки, должно быть, еще до появления первых светлых магов. Этот факт по сей день является спорным, однако древние труды, найденные в погребенных после катаклизма подземных городах Эдолиана, все же указывают на правдивость данного утверждения. Вместе с ними находили изображения человекообразного существа с птичьими крыльями и головой – позднее известного миру как Веренис. Древние умели не только общаться с мертвыми и мумифицировать тела, но и воскрешать их. К сожалению, многие фолианты разошлись по миру, и знания далеких предков благодаря жажде наживы стали попадать не в те руки. Лишь одному черному магу удалось показать огромнейший потенциал в данном вопросе: Кальдор не только превратил часть Вестфолла в царство мертвых, но и сумел затронуть само мироздание, что привело к всплеску магии во всем Анселиоре, пробудившей тех, кто должен лежать в могилах.
Эта ветвь магии издавна признана темной и преступной: всегда существовали и будут существовать чародеи, одержимые своими идеями и жаждой экспериментов. Тот, кто не страшится закона и страшного суда конклава Элен'Дора, волен ступить на путь темного искусства. Это та сторона силы, природу которой едва ли кто-то может объяснить. Всеобщее мнение сошлось лишь на одном: некромантия – скверное порождение энергии мира. Умение воскрешать умерших, подчинять их своей воле считалось и будет считаться чудовищным преступлением, а не исключительным даром или талантом. В народе говорят, что некроманты продают свою душу темным сущностям, которые всегда требуют плату за дарованное ими могущество. Некоторые темные маги способны не только поднимать мертвые тела из могил, вселяя в них жизнь, но и вызывать души умерших в мир живых, общаясь с ними. Колдовство некромантов, в особенности на кладбищах и местах массовой гибели, зачастую формирует сгустки энергии, которые порождают и привлекают без того многочисленную нечисть.
Такое колдовство высасывает силы мага, сокращая его жизнь на многие годы и отнимая молодость. Именно поэтому некроманты чаще всего приносят в жертву губительной энергии чужую жизненную силу, сохраняя при этом собственное здоровье.


темная магия. ведовство, ритуалистика, мистицизм, знахарство

Данный вид колдовства считается ветвью темной магии, базируется исключительно на разрушении и всегда основан на использовании крови, поскольку она требуется для благополучного свершения любого необходимого ритуала. В зависимости от сложности и значимости манипуляций можно судить, сколько крови мага требуется для свершения желаемого. Любой каст темной магии – ритуал с черчением, кровопролитием и, как минимум – соответствующими речами (иногда – песнопениями), который однозначно вызовет подозрения у стороннего наблюдателя. С помощью темной магии невозможно вылечить ни одно заболевание или рану, но можно замедлить развитие, создать сдерживающее проклятие или наложить поверх болезни новую.
Общение с душами, попытки заглянуть в будущее при помощи тех, или иных методов (напр. карты, руны), травничество, проклятия – чаще всего являются деятельностью ведьм и колдунов; знахари-маги придерживаются народной медицины и прибегают к помощи колдовства, чтобы замедлять прогрессирование заболеваний; поднятие мертвых из могил практикуют исключительно некроманты – приверженцы культа. На юге Эдолиана с древних времен зародилась магия вуду, и данным практикам можно обучиться лишь в Рахташе у соответствующего колдуна. Это направление основано на поклонении лоа.

Призывы

Общение с духами — магическая практика, которой могут заниматься любые темные маги вне зависимости от вероисповедания или места проживания. В отличие от мертвецов, которых за счет своей энергии поднимают и привязывают к себе некроманты и которые беспрекословно исполняют волю нового хозяина, призраки – существа вполне самодостаточные, чаще всего наделенные разумом и собственными силами, а потому и весьма опасные и непредсказуемые. Не каждой душе понравится, что ее выдернули из загробного мира, и не каждая согласится отвечать на вопросы. И уж тем более далеко не все призванные сущности откажутся подпитаться жизненными силами людей, если те вдруг окажутся в пределах досягаемости.

Каждый подобный ритуал таит за собой бесчисленные риски, и поэтому плату с желающих получить ответ от умершего чернокнижники берут высокую. Еще больше придется заплатить, если человек вдруг изъявит желание присутствовать на сеансе общения с духом или даже непосредственно в нем участвовать – задавать вопросы, например. Но чаще всего маги отказываются брать себе «в помощники» далеких от темного колдовства людей, не имея желания подвергать себя и просящего лишней опасности.

Ритуал призыва, как и все прочие, начинается с подготовки: выбора подходящего места, построения круга и выполнения любых дополнительных действий. Обычно в качестве места проведения выбираются пустующие (желательно) помещения или же такие, где достаточно места (обязательно) для необходимой атрибутики, или же вовсе любое открытое пространство, достаточно удаленное от любопытных глаз. Если круг призыва именно чертится, а не выкладывается или не составляется из чего-либо, то это стараются сделать на ровной, твердой поверхности (например, на деревянном или каменном полу) или же на земле. Песок для таких целей не подойдет – слишком ненадежная и подвижная материя, что может сыграть с магом злую шутку во время ритуала.

Под кругом призыва обычно подразумевается достаточно сложный чертеж, состоящий из различных элементов (геометрических в том числе), которые имеют сакральный смысл. Одно из самых распространенных магических плетений состоит из трех колец (т.н. кольца отрицания), где диаметр самого большого круга – примерно 2.5-3 м или больше (при необходимости), а расстояние между фигурами – 7-10 см. Внутри остается пустое пространство – четвертая окружность и место, где стоит призывающий. Между кольцами отрицания вписываются защитные сигилы или фразы, состоящие из рун, а во внутреннем круге изображается гексаграмма, составленная из двух треугольников – прямого и перевернутого. По разным сторонам от чертежа выставляются и зажигаются четыре свечи, символизирующие стороны света.

Вся архитектура круга призыва целиком зависит от мага. Роль в выборе элементов играют близкий колдующему символизм, знания, которыми человек обладает, его мировоззрение, способ, которым он привык работать. Чародеи вольны видоизменять рисунок, добавляя или убирая элементы, – функциональность чертежа от этого не меняется. Вместо двух треугольников может использоваться изображение пятиконечной звезды, шестиугольники, квадраты, и из этих же элементов могут составляться бесчисленные комбинации. Центр круга можно также оставить и без наполнения вовсе или поделить на четыре части, которые тоже будут представлять собой стороны света.

В ситуациях, когда нет времени и/или возможности расчертить круг со всеми элементами, можно максимально упростить рисунок, оставив лишь непосредственно одну окружность и вписав в нее четыре знака защиты. Правда, работать в таком кругу будет намного сложнее: магу придется потратить много энергии, чтобы контролировать призванную или притянувшуюся к нему сущность, если та попытается разрушить барьер. Начертание может производиться чем угодно: мелом, углем, любыми естественными красителями, замешанными до состояния пасты, кровью, даже простой веткой на земле. Кроме того, круг можно выложить, например, из камней (часто практикуется в Каолтаре и на севере Нельхиора), составить полностью из горящих свечей или даже отсыпать золой или пеплом.

Во время ритуала маг (и любой, кто присутствует с ним в одном помещении) обычно стоит в середине круга, и чертеж играет роль незримой стены между живыми и мертвыми и защиты от призванного духа. Очень редки случаи, когда фигуры меняются местами: сущность оказывается заперта внутри круга, а колдующий находится за его пределами, – и обычно подобные практики приписывают чернокнижникам-еретикам. Вне зависимости от того, как проходит ритуал, переступать рисунок (входить в круг/выходить из него) или каким-либо образом нарушать целостность его границ (стирать части чертежа или перечеркивать их, разрушать составленный из предметов круг, забрасывать землей и т.д.) ни при каких обстоятельствах нельзя. В противном случае защита спадет, и призрак почти наверняка воспользуется возможностью вытянуть из человека жизненные силы или даже попытается вселиться в его тело.

Как и для прочих магических действий, темному чародею для призыва понадобится кровь: своя или жертвы. Участь последней может постигнуть как животное, так и человека, но при этом человеческие жертвоприношения порицаются практически повсеместно. Исключения составляют маги-культисты и некоторые каолтарские колдуны-язычники, верующие в то, что задобрить Старых Богов и призвать их на помощь во время общения с призраком можно только при помощи людской крови.

Животное для ритуала в теории подойдет любое. На практике же чародеи из соседних государств, скорее всего, отдадут предпочтение разным зверям – тому виной укоренившиеся на территориях стран традиции. Так, например, согласно обычаям, в Нельхиоре чаще всего в жертву приносят овец или ягнят, потому что они считаются самыми смиренными, невинными и чистыми животными, а значит, на их крови колдовать будет легче. В Каолтаре используют снежных зайцев, которые в любое время года остаются с белой шерстью; северяне верят, что зверек наделен особой силой и способен в посмертии за короткое время найти и привести к колдуну нужного духа. На территории Рахташа и на Дымных островах для ритуалов призыва обычно приносят в жертву петухов (в идеале – черных), которые считаются олицетворением шаманов; убивая петуха, маг как бы посылает его вместо себя в загробный мир и с его помощью обнаруживает призрака, с которым необходимо связаться.

Помимо символической, у жертвоприношений есть и чисто практическая цель: заклинание, творимое с помощью бо́льшего количества крови, всегда будет сильнее.

Душа умершего может быть привязана к какому-либо предмету (как насильно, так и добровольно), и для мага будет большим везением заполучить такое «хранилище» и использовать его для ритуала призыва: это упрощает установление контакта с призраком. Но на деле подобные артефакты встречаются крайне редко, поэтому темные чародеи обходятся зачастую только своими силами.

В первую очередь призывающий формирует и впоследствии укрепляет связь между собой и духом. Для этого и нужны непосредственно магические манипуляции: пролитие крови, чтение заклинания, жесты и любые другие движения. Хорошо, если известно имя – призрак на него откликнется куда охотнее.

Существуют практики вхождения в транс, когда заклинание призыва читается нараспев, а чародеи заблаговременно используют или принимать внутрь любые вещества, воздействующие на разум (например, зелье «Шепот ночи», дурман, гуляй-траву). Нередко маги во время подобного колдовства бьют в бубны из оленьей шкуры, а также исполняют специальные ритуальные танцы, зачастую совершенно не понятные обычным наблюдателям.

После установления контакта с духом маг «вытягивает» его в мир живых и удерживает здесь до окончания ритуала. При этом важно, чтобы призывающий не терял концентрации и оставался в сознании вплоть до того момента, пока призрак вновь не уйдет за черту. В случае если чародей, например, лишится чувств, защита, которую обеспечивает круг призыва, спадет, а связь с вызванной сущностью разрушится. Это может обернуться бедой не только для призывающего, но и для других людей: дух, которого не изгнали по окончании ритуала, не сможет волшебным образом исчезнуть самостоятельно и останется среди живых до тех пор, пока его не обнаружат и не прогонят (служители церкви или колдуны – без разницы).

Для разрыва связи и изгнания призрака также используют заклинания, но чаще всего на этом этапе колдовство совмещается с окуриванием пространства пучками трав (зверобой, полынь, чертополох, тысячелистник, ромашка, душица, чабрец и т.д.) или поджиганием свечей-скруток (в виде спирали) из этих же растений.

После завершения ритуала круг призыва уничтожается, оставлять его – плохая примета среди чернокнижников. Хотя на отдельных территориях Анселиора (Нельхиор, Сабадор, Ашаресс) стоит обыкновенный вопрос безопасности: темная магия там запрещена законом, и лишний раз провоцировать Инквизицию или оставлять улики вовсе ни к чему.

Появляясь в мире живых, призрак может принять форму (любую, чаще – человеческую, но встречаются исключения) и обрести возможность говорить, что делает любое общение с ним куда проще. Но порой дух остается бесплотным, а в связи с этим и безмолвным, и это значительно затрудняет весь процесс взаимодействия. Специально для таких случаев до начала ритуала маг оставляет за пределами/внутри круга два (больше – очень редко) предмета, за которыми для себя закрепляет значения «да» и «нет», о чем впоследствии и сообщает призрачному гостю вслух. В качестве таких вещиц может использоваться все, что есть под рукой: пара камней, ленточек или украшений, столовые приборы, сорванные цветы, разноцветные куски тканей и т.д. Стоит помнить, что и вопросы призванному духу тогда должны быть однозначными, закрытыми, т.е. не подразумевающими двусмысленность или развернутый ответ.

На Дымных островах и на территории Рахташа (особенно в пределах Альвароса) медленно распространяется использование специальных дощечек для общения с духами. Суть этой практики предельно проста: в ритуал, помимо непосредственно круга призыва, крови, чтения заклинаний, включается размещение на твердой и прямой поверхности (пол, может быть стол – на Дымных островах для таких случаев круг изображается на столешнице, а доска помещается в середину чертежа) тонкой, плоской доски, на которой начерчены или вырезаны знаки алфавита, цифры и слова «да» и «нет». Призрак передвигает маленький указатель с символа на символ или на слово, как бы «набирая» ответ. Тем не менее, на сегодняшний день мало кто из магов, живущих за пределами Дымных островов и бывшей империи Рахташ, подозревает о существовании подобной практики.

Гадания

Под гаданиями понимаются любые практики, цель которых – попытка предсказать будущие события в судьбе отдельного человека (иногда – даже целого народа) или определить его характер. Существует множество методик, повествующих о том, как подсмотреть грядущее, и далеко не все из них известны за пределами государств, на территориях которых эти способы возникли. Настоящие гадания – дело ведьм и колдунов, поскольку интуиция у магов обострена гораздо сильнее, чем у обычных людей. Только в руках темных чародеев мантические атрибуты будут работать как надо, и только чернокнижники могут правильно прочесть ниспосланные им знаки, образы и видения. Не всегда для того, чтобы заглянуть в будущее, требуется проливать кровь: существуют и «бескровные» способы чтения (например, по линиям на ладони (хиромантия), по картам, рисунку из чайных листьев или кофейной гущи и т.д.). Несмотря на это, у человека, не обладающего темной магией, предсказать грядущие события вряд ли получится.

На сегодняшний день доподлинно неизвестны причины возникновения техник прорицания, но в одном историки сходятся практически единогласно – мантическое искусство зародилось задолго до начала нового летоисчисления, когда на всех землях нынешних государств Анселиора чтили Безымянных богов – бесчисленных духов природы, и когда люди еще не боялись обращаться к высшим силам, чтобы узнать будущее. С воцарением единобожия и попаданием темной магии под полный запрет на территориях Нельхиора, Сабадора и Ашаресса гадания наряду с остальными практиками чернокнижников: любым колдовством на крови, общением с духами, некромантией, – начали активно порицаться духовенством, а вслед за ним – правителями, знатью и большинством обычных людей.

В государствах, где чтят Талиона, предсказания считаются грехом, а прорицатели и люди, обращающиеся к ним, – преступниками против веры и нарушителями законов. Риторика Церкви в отношении мантики такова: во время гаданий все знаки чародею (или любому человеку, который решится подглядеть грядущее) посылают темные силы, иначе говоря – духи и прочая нечисть, а тесное взаимодействие с такой материей само по себе опасно для любого благочестивого жителя трех королевств, верующих в Единого. Кроме того, волей священнослужителей и прочих сынов Талиона в народе уже давно укрепилась мысль, что никому, кроме бога, не может и не должна быть известна его собственная судьба, ибо Единый скрыл это знание намеренно: так человек проживет ту жизнь, которая была уготована ему Талионом, и не будет пытаться избежать ни испытаний, ни смерти. Предсказатели, если оказываются в руках Инквизиции или Элен’Дора, попадают под трибунал; людей, желающих узнать свою судьбу, тоже ждет наказание, но не смертельное, ибо Церковь верит, что их еще можно спасти и направить на путь истинный.

В Рахташе гадания не запрещены, как и в целом темная магия, но отношение к ним неоднозначное. Часть населения бывшей империи мантику не приветствует, аргументируя это тем, что сильные люди не страшатся возможных испытаний или бед на своем пути и всегда готовы встретить проблемы лицом к лицу в назначенный день и час. Для сторонников подобного взгляда на прорицание это искусство было и остается делом исключительно для слабаков, трусов и женщин. В противовес существует и ровно противоположное мнение; известны случаи, когда к местным шаманам обращались не просто богатые люди, а сами правители городов, чтобы узнать, не намечаются ли впереди бедствия или другие невзгоды.

На Дымных островах и в землях орков мантика если и осуждается, то весьма незначительным количеством жителей, а в Каолтаре прорицания по-настоящему процветают, ибо северяне до сих пор сохраняют веру в Безымянных богов – эта религия не запрещает и не порицает гадания, а наоборот, даже поощряет.

Обычно у каждого темного чародея есть свои личные наборы предметов для гаданий, и этими предметами маги делятся друг с другом очень неохотно (лучше сказать – вообще стараются избежать ситуаций, когда пришлось бы позволить «коллеге» по ремеслу воспользоваться, например, своей колодой карт или мешочком с гадальными костями). И хотя некоторые способы прорицаний известны простым людям и даже ими безрезультатно используются, различным техникам предсказания колдуны и ведьмы именно обучаются у наставников. Очень редко в книгах, написанных исследователями Элен’Дора, можно встретить описание мантик, но до сих пор никому не удалось объяснить, как именно чернокнижникам удается предсказывать будущее. Оттого в определенных государствах лишь больше предрассудков на сей счет.

Способы гадания без использования крови

С помощью карт
Данная техника не требует никакой предварительной подготовки – достаточно, чтобы у прорицателя в руках была лишь колода карт и вопрос, на который маг желает получить ответ. Произносить слова вслух или про себя, настаивать ли на присутствии человека, который просит узнать его судьбу, или гадать в одиночестве – все это не имеет значения и на результат не влияет. Смысл заключается в считывании и интерпретировании значений карт, которые темный чародей поочередно достает из колоды. Существует множество различных раскладов, которые могут подразумевать под собой получение ответа не на один, а сразу на несколько вопросов. Кроме того, от региона к региону наполнение колоды, изображения арканов и заложенный в них смысл могут отличаться, но всегда незначительно; обычно, если колдуну известен принцип гадания и закрепленные за картами основные значения, ему не составит труда предсказать чье-либо будущее с помощью другой колоды. Чаще всего гадание на картах используется для того, чтобы получить ответы на вопросы о будущем, однако порой с их помощью заглядывают и в прошлое.


С помощью рун
Рунами в широком смысле называют старейшую систему письменности, которую первые люди до катаклизма переняли еще у эльфов; известно, что последние и по сей день пользуются алфавитом, знаки которого мало изменились и до сих пор напоминают символы, высеченные предками эльфийских народов на памятниках древности. Помимо эль'дор, аль'маэр и тель'арен, после катастрофы, расколовшей самый большой континент на четыре части, руническое письмо на долгое время сохранили и жители Каолтара. Они же впоследствии, под влиянием новой религии – веры в Безымянных богов, начали приписывать угловатым, созданным специально для вырезания на дереве, металле или камне знакам мистические свойства и значения.

Сейчас на «большой земле», как насмешливо говорят северяне, не осталось практически никого, кто не просто помнил бы старые знаки, а умел на них читать и писать. Из тех, кто хранит подобные знания, большинство – маги (ведь раньше, до появления всеобщего языка, все магические трактаты писались на рунах), а остальные – ученые Элен’Дора и прочие исследователи, которым прошлое не дает покоя.

Считается, что гадать на рунах первыми тоже начали нордлинги. Позже эта мантика дошла до северных и срединных земель Нельхиора, но в южных провинциях королевства подобный способ предсказания будущего до сих пор встречается очень редко. В Рахташе, в землях орков и на Дымных островах рунические знаки для прорицаний не использует никто, в Сабадоре подобных умельцев почти не осталось.

Старые знаки представляют собой буквы (обычно их около 30, редко больше или меньше), за каждой из которых закреплены фонемы и свое уникальное значение, с помощью которого колдуны и получают ответ на заданный вопрос. Маг, что предсказывает будущее с помощью рун, сам вырезает их на мелкой гальке, собранной во время первых заморозков у воды, или на плоских деревянных «монетках» из рябины, тиса, бузины или ивы. Мешочек под атрибутику шьется из льна или хлопка. Рунических раскладов существует несколько, но все объединяет одно правило: необходимо всегда смотреть, как каждый знак лег на стол – в прямом или перевернутом положении, ведь существует разница в значениях, и гадающий всегда должен это учитывать.


По линиям на ладони
Чтение по ладони – возможно, один из старейших способов прорицания. В этом случае для гадания прорицателю потребуется непосредственно человек, чью судьбу необходимо узнать. Для того чтобы овладеть техникой хиромантии, магу необходимо запомнить важнейшие линии на человеческих ладонях; у каждой из них есть свое значение, которое наполняется определенными смыслами в зависимости от того, как линия выглядит. Она может быть непрерывной или, напротив, резко обрываться посередине, пересекаться с другими, ее конец может уходить вверх или вниз, сам рисунок может быть четким и ровным или перечеркнутым, деформированным и т.д. С помощью этой техники чародей может дать ответ лишь на вопросы «что было?» и «что ждет впереди?» в разных сферах жизни: непосредственно судьба (как человек жил и как он умрет), жизнь (сколько человеку отмерено лет, лежит ли на нем или на его семье проклятие, ждать ли трудностей и т.д.), сердечные дела, темперамент и т.д. Не получится, как, например, при помощи карт или рун, выведать, можно ли избежать грядущего и какие действия для этого стоит предпринять.


По рисунку из чайной (практически весь Анселиор) или кофейной гущи (Рахташ, Дымные острова)
Гадание по узорам, которые остаются на дне чашки с чаем или кофе. На основе мантики возникла шутливая игра среди аристократов – «предсказания» с помощью винного осадка в бокалах. Развлечение не одобряется, порицается Церковью, но всерьез представители духовенства никого не наказывают (а чаще всего даже и не знают о проведении маленького «сеанса оккультизма»).
Практически на всей территории Анселиора для подобных прорицаний используется чай (черный, зеленый, травяной в зависимости от предпочтения/доступности), при этом каждый маг выбирает для себя, измельчать листья или нет. Гадания на кофейной гуще практикуются чаще всего в Рахташе (где и зародилась культура распития кофе) и на Дымных островах.

Для техники существует несколько обязательных условий:
1) ни кофе, ни чай не разбавляются молоком и ни в один из напитков не кладется сахар;
2) жидкость допивается не до конца, чтобы гуща на дне чашки не слиплась в комок;
3) чашка или кружка должны быть светлыми, чтобы получилось различить узоры.

Напиток подается тому, кто хочет получить предсказание, но выплескивает остатки жидкости и опрокидывает накрытую блюдцем чашку только маг. Обычно внимание уделяют рисункам непосредственно на блюдце (события прошлого), на стенках чашки (ближайшее будущее) и возле ручки (события настоящего). Символы на дне не читают: они означают гораздо более далекое и туманное будущее, которое еще может измениться. Среди узоров чаще встречаются различные геометрические фигуры, животные, человеческие силуэты, буквы и цифры, растения, предметы материального мира (например, бутылка, кинжал, кувшин, свеча и др.).


По воску от свечи
Для гадания используют либо обыкновенные свечи из воска, либо специальные травяные свечи-скрутки (переплетенные между собой жгуты из растений окунают в воск и дают ему застыть), подобные тем, которые маги могут жечь для изгнания духа по окончании ритуала призыва. Техника очень напоминает предсказания с помощью чайной/кофейной гущи, ибо здесь чародею тоже предстоит считывать узоры и символы и толковать их значение.

Издревле эта мантика считается сезонной: в землях Адольрея, Вестфолла и Виндхольма чернокнижники гадают по воску от свечей в праздник Новолетия, в ночь с 33-его Холодных дождей на 1-е Алой зари (считается моментом перерождения мира и временем, когда накапливается и высвобождается огромное количество энергии, помогающей не только колдовать, но и узреть будущее), а в Рахташе – на 17-ый день месяца Зноя, когда, по преданиям, в мир смертных явился бог Элькатош. Это очень личная практика, сокровенная, закрытая, ведь маги получают предзнаменования на ближайший год для себя и своих близких, если таковые имеются, и никому не дозволяют увидеть те знаки, которые во время работы являются им. В другое время к таким предсказаниям прибегают редко.

Во время гадания расплавленный воск от подожженной свечи капают в миску с жидкостью. Очень редко для этого используется молоко, чаще – талая (в местах, где зимой есть снег и/или лед) или дождевая вода. После окончания ритуала воск обязательно отправляется в огонь или закапывается в землю, а жидкость из миски выливают как можно дальше от места, где проводилась практика.


На песке (Рахташ)
Старейшая практика намирийских шаманов, впоследствии получившая широкое распространение в гаремах и в целом среди женского населения Рахташа в качестве своеобразного развлечения. Для гадания требуется неглубокая тарелка, наполненная мелким песком, или просто ровный участок земли. Есть два способа получения предсказаний с помощью песка. Суть первого заключается в том, что маг, закрыв глаза и несколько раз повторив про себя вопрос, на который нужно получить ответ, руками или с помощью палочки начинает рисовать на поверхности узоры, не глядя. После ему остается лишь рассмотреть получившуюся картину и сложить воедино все символы, которые удастся там рассмотреть. Второй способ – поделить поле для гадания на четыре горизонтальных волосы и с закрытыми глазами проставить на песке произвольное количество точек. Четное количество точек в одной полосе меняется на цифру 2, нечетное – на цифру 1. Так получается четырехзначное число – одна из базовых 16-ти фигур, значение которой и является ответом на заданный вопрос.

Способы гадания с использованием крови

По внутренностям животных
Прорицания с помощью внутренностей жертвенных животных раньше были широко распространены на территориях Сабадора, в северных регионах Нельхиора и Каолтаре, но в настоящее время (и по понятным причинам) подобные гадания сохранились преимущественно среди нордлингов. Чародеев, умеющих читать будущее по органам, выпадающим из распоротого звериного брюха, издревле называют гаруспиками. Обучиться этому искусству крайне сложно, еще тяжелее – найти наставника, который будет готов передать свои знания неофиту. Большинство колдунов, владеющих этим искусством, проживает в Каолтаре, где к ним за советом не стесняются обращаться даже ярлы. Оставшаяся часть хранителей древнего знания рассыпана по миру, и реже всего, пожалуй, гаруспиков можно встретить лишь в Рахташе.

Для ритуалов обычно используют печень/сердце черного барана (или овцы); в Каолтаре известны случаи, когда для тех же целей забивали молодых оленей, но до настоящего времени эта практика не дожила. Сначала чернокнижник просит у высших сил ниспослать видение о грядущем, а затем перерезает животному горло и вспарывает брюхо, куда тут же помещает руки, чтобы окунуть их в жертвенную кровь.

Все последующее действо не всегда, но очень часто сопровождается произнесением ритуальных фраз. В процессе гадания гаруспик осматривает печень или сердце со всех сторон и внутри, предварительно вскрыв органы, а после по ряду признаков (строение, цвет, запах, цвет, размер «метки» в зонах, на которые незримо делится печень или сердце, наличие паразитов и т.д.) составляет предсказание.


С помощью костей животных
Древняя мантика, изначально возникшая на территориях орков и в землях Сабадора; со временем распространилась по всем государствам без исключения, где обрела региональные особенности. Для предсказаний требуются заранее очищенные и отшлифованные кости (запястные, лапчатые или любые другие мелкие косточки) животных. При этом нет ограничений, каким должен быть зверь: домашним или диким, хищником или жертвой, – и сгодиться может кто угодно: баран или овца, козел, лиса, заяц, курица, сова и т.д.

На просторах Орочьих пустошей и в Каолтаре маги, которые собираются учиться искусству прорицания по костям, должны сами поймать зверя во время охоты и провести специальный ритуал умерщвления, который сопровождается произнесением ритуальных фраз. В Сабадоре, Нельхиоре и на территории Дымных островов «жертву» допускается приобрести в обмен на деньги или помощь страждущим.

В Рахташе ученики шаманов проходят настоящее испытание на прочность: чтобы доказать серьезность намерений относительно обучению искусству прорицания, неофиты отправляются в пустыню, где им нужно будет добыть себе заветные кости. Для этого колдунам, не так давно ступившим на дорожку темной магии, необходимо будет либо найти труп животного, либо выследить зверя и убить его. Подобные прогулки по Золотому морю часто затягиваются на недели, а то и месяцы, и не все ученики возвращаются назад.

В Каолтаре также существует весьма осуждаемая ведающими из других государств и пугающая практика, согласно которой маг после кончины наставника может забрать фаланги пальцев мертвеца и использовать их вместо животных костей или вперемешку с ними.

Многие чернокнижники носят с собой свой собственный набор гадальных косточек и очень неохотно «одалживают» его коллегам по ремеслу: считается, что все магические атрибуты «заточены» под владельца и что они утратят свойства от прикосновения чужой энергии. Способов предсказаний будущего при помощи костей очень много: кто-то наблюдает за тем, какой стороной они падают на стол, кто-то метит их точками, цифрами или символами, другие наугад вытаскивают кости разных животных из сумки… Неизменным остается одно: перед началом действа маг окропляет атрибуты своей кровью, произносит ритуальные фразы-просьбы и вслух задает вопрос, на который жаждет получить ответ.


По огню
Мантика, весьма распространенная на территории Нельхиора и Сабадора, а также способ гаданий, обросший самым большим количеством выдумок и легенд. Чудовищно красивая и смертельно опасная ведьма, танцующая без одежд подле пламени посреди леса – образ, который настолько часто встречался в песнях, байках и страшилках в государствах под защитой Талиона, что со временем стал нарицательным.
Плясать у огня в чем мать родила или нет – выбор каждого отдельного чернокнижника. В остальном «рецепт» колдовского костра прост: собираются поленья из разных видов деревьев (обычно – из девяти) и выкладываются на землю квадратом, по 2-3 штуки с каждой стороны, в центр кладутся осиновые ветки и травы – чабрец, зверобой и тысячелистник. Как только разгорится пламя, маг проливает в него кровь (свою или жертвы) и читает заклинание, которое завершается вопросом – на него костер и должен дать ответ. После гадающий наблюдает за огнем и считывает знаки: какого он цвета, какой формы его языки, разветвляются ли они, трещат ли поленья.

Главный противник темных магов – закон королевства, Церковь Талиона и Инквизиция, а также Орден Элен'Дор, однако простая стража при неудачном стечении обстоятельств может обратить внимание на их деятельность. Поэтому, если чернокнижник дорожит своей головой, всегда должно быть предусмотрено прикрытие. Пойманных чародеев обычно отправляют в цитадель Ордена – Скайресс, где над ними вершится публичный суд Конклавом, после чего их передают Инквизиции для осуществления приговора. Виновный приговаривается к смерти, а его семья, если таковая имеется, будет надолго покрыта позором.

Примечание

Суд чаще всего является формальностью. Ордену нужен отчет о том, или ином преступнике, так как он отслеживает любую деятельность магов, но учитывая ответственность некоторых инквизиторов, преступники не всегда доживают до суда Конклава. В этих случаях Инквизиция сообщает в Элен'Дор, что чернокнижник оказал сопротивление и не выжил в ходе допроса. Семью, если таковая есть, находят и информируют.